«Мехенди — это больше свободное творчество, чем работа»

«Мехенди — это больше свободное творчество, чем работа»

Найти своё призвание сегодня большой вопрос для многих. Легко запутаться в разнообразном мире современных возможностей, и выбрать среди множества путей один единственно верный. Сомнения между «умею» и «хочу», получится или не получится, заставляют многих оставаться на месте долгие годы, не двигаясь никуда. Сегодня действительно сложно спорить с тем, что лучшая работа — это оплачиваемое хобби.

В рамках рубрики «Человек — дело» мы продолжаем знакомить наших читателей с людьми, чьи необычные увлечения стали делом всей жизни. Нашу сегодняшнюю героиню многие знаю как мастера мехенди, а самые близкие как разностороннего, и безусловного, талантливого человека. Знакомьтесь — Ксения Хвост. 

IMG_1775_1.jpg

Как-то ты сказала, что твой девиз по жизни звучит как «Я рисую на любых поверхностях», насколько я понимаю, рисование занимает в твой жизни какое-то огромное место.

— Да, рисование занимает в моей жизни очень важное место, можно сказать, что вся моя жизнь — рисование. Моя мама училась в художественной школе, много рисовала со мной, помню, как она занималась резьбой по дереву, делала со мной разные поделки, шила мне костюмы на праздники, дома всегда было место творчеству. Хотя у меня художественного образования нет, всё это было со мной с самого детства. Теперь уже моя дочь Лена смотрит, как я рисую, многое перенимает. 

IMG_1680.jpg

В детстве меня, конечно, поощряли, всем нравилось, что я рисую и как. Но никто не считал, что это может стать работой или делом жизни. К творческим профессиям вообще часто немного снисходительное отношение, как к чему-то несерьезному. А мне кажется, если у тебя что-то хорошо получается, ты сможешь заработать этим в любое время и в любом месте, главное просто любить своё дело, работать с душой, и тогда это так или иначе будет находить отклик. У меня никогда не было цели зарабатывать рисованием, просто я много рисовала, а в один момент люди стали мне говорить: «Это же работа всё-таки, давай мы тебе заплатим». С этого всё и началось.

IMG_1678.jpg

Большинство знают тебя как мастера мехенди, но наверняка ты рисуешь не только хной по телу.

— В интернете, то есть для публики, я показываю в основном только свои рисунки хной. Мехенди для меня уникально тем, что я от этого вообще не устаю. Я могу сидеть на каком-нибудь крупном мероприятии и рисовать пять часов подряд, не чувствуя времени. Физически я могу устать, спина, например, устает, а эмоционально это меня только наполняет. Поэтому мне легко делать это на заказ и я рада делиться этим с людьми. Конечно, я очень много рисую для себя, как ты уже упоминала «на любых поверхностях». Действительно очень много разных техник и направлений пробую, но это уже просто мое, личное. Дома висят на стенах мои картины, в шкафах стопки изрисованных бумаг, рисунки на стенах, на одежде, везде. Но это уже моё, на заказ рисую редко, только если желание заказчика действительно совпадет с моим вдохновением, чаще делаю просто в подарок, спонтанно.

slide-1675376
slide-1675377
slide-1675378
slide-1675379
slide-1675380
1 / 5

С чего началось твоё увлечение мехенди и когда тебе пришло в голову украшать тело хной?

Всё началось в школе, мы прочитали с подругой об этом в какой-то книге, купили хну для волос, добавляли в неё лимонный сок, чай, кофе, пытались сварить, ничего не вышло тогда, проявилось на коже что-то невнятно желтое. Но это положило началу тому, чем я занимаюсь сегодня. Честно, я уже не помню, когда мне в руки попал первый тюбик хны, но всё получилось сразу. Мне нравится, когда рисуют на теле, какие-то украшения, татуировки. Чувствуется связь веков, приятно осознавать, что это древние традиции, пять тысяч лет назад какая-то женщина занималась тем же самым, а ты делаешь это здесь и сейчас. Это волшебно. 

IMG_1704.jpg

Мехенди существует не один век, и наверняка раньше рисунки имели сакральный смысл. Вероятно, сегодня всё несколько иначе, что изменилось со временем? 

— Искусство мехенди очень древнее и оно охватило довольно большую территорию. Говорят, что в гробницах фараонов находили хну, фараонам перед захоронением окрашивали ладони и ступни, чтобы они имели беспрепятственный проход в другой мир. В зависимости от места менялись рисунки и верования, естественно, всё это имело значение, но если обобщить, то всё сводится к женскому благополучию. К примеру, чем замысловатее рисунок, тем счастливее будет замужняя жизнь. В Индии распространены цветочные орнаменты, в Африке геометрические и сложные узоры, в арабских странах рисунки напоминают вязь, такие абстрактные изображения.

IMG_1705.jpg

В Индии и Арабских странах это укоренилось где-то в XII веке и дошло до наших времён, не претерпев каких-то существенных изменений. В Европу это как-то не дошло, вероятно, по религиозным причинам, ведь в христианских культурах вообще не поощряется рисование на теле. Расстояния тоже сыграли свою роль, хна скоропортящийся продукт, и тогда его не так просто было доставить и применить. Сегодня в Европе мастера активно смешивают разные стили: возьмут что-то африканское, добавят индийского, еще какой-нибудь иероглиф или зодиакальный символ нарисуют. Фантазиям нет числа. Моя подруга ездила в Индию, рассказывала, что там европейцам рисуют не традиционное мехенди, а котиков, сердечки...

IMG_1707.jpg

То есть можно сказать, что сегодня мехенди — это просто украшение своего тела, без скрытого подтекста?

— Я не считаю, что мехенди несет сегодня какую-то информацию, это скорее средство самовыражения. То же, что мы пытаемся показать через весь свой внешний вид, одежду. Женщины знают, как меняется самоощущение от того, как ты выглядишь: сделала другую причёску, макияж и ты уже другой человек. С мехенди то же самое, кому-то это помогает ощутить себя более женственной. В Индии обычно наносили какой-то растительный орнамент, потому что так женщины приближали себя к природе. Сегодня многим в городах этого не хватает, возможно, поэтому это популярно.

IMG_1711.jpg

Все люди разные и каждый приходит за чем-то своим. Иногда бывают девушки, которые увлекаются славянскими направлениями, рисуют руны и искренне в них верят, другие просят нарисовать какие-нибудь символы плодородия. Кто-то рисует что-то, что видно только ему, для каких-то своих целей. Порой людям нужен какой-то стимул. Я думаю, если вера есть у человека, то она может перевернуть всё, я не имею в виду религию. Вот ты думаешь, что у тебя получится, веришь в это и получается. Но бывает, человеку чего-то не хватает, ему необходим какой-то толчок извне, и вот он наносит какой-то символ на тело, и его вера вырастает до небес. Многие приходят неоднократно в течение нескольких лет и говорят, что у них меняются самоощущения. Не знаю, насколько это так, но я всем говорю: главное — верьте и всё получится.

IMG_1710.jpg

Иногда удивляюсь, насколько серьезно некоторые люди ко всему этому относятся. Мы забываем, что временно всё и наше тело тоже. Есть такая поговорка «Любая татуировка временна, если ты буддист». Хна держится несколько дней, а люди месяцами выбирают рисунок. И вот они думают три месяца, а потом говорят: «Мне муж не разрешил». Нужно быть проще, пробовать, экспериментировать.

IMG_1726.jpg

Когда к тебе приходит человек, как и когда ты определяешь, какой рисунок получится сегодня? Насколько я поняла, ты не придумываешь что-то заранее, а скорее импровизируешь.

— Всё верно, это импровизация, поэтому я обычно даже не задумываюсь, просто рисую. Бывает, угадываю что-то сокровенное, не знаю, как это получается. Стараюсь нарисовать что-то с настроем именно на данного человека, понять и почувствовать его. Конечно, так получает не всегда, иногда приходится срисовывать с картинки, которую человек принес, или делать что-то под конкретный образ, под одежду... но это уже частные случаи, в большинстве всё для меня гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Даже срисовывая, я меняю рисунок, добавляя что-то свое.

IMG_1717.jpg

Что значит для тебя мехенди, даёт ли это-то что-то тебе, как автору?

— Я думаю, что всё это не просто так. Творчество — это очень мощная энергия, а мехенди — это обмен положительными энергиями между художником и другим человеком. Я в этом нахожу то, чего никак не могу добиться в медитации — отключение внутреннего диалога. Узоры хной настолько меня завораживают, что когда я рисую, то не думаю совсем ни о чем. Может быть, люди это тоже чувствуют, и рисунки получаются особенными.

Копия IMG_1728.jpg

Не хотелось ли тебе сделать что-то масштабное? Какой-то большой проект, связанный с мехенди?

— Постоянно что-то придумывается, творится, реализуется... Для меня это больше свободное творчество, чем работа. Всё это можно увидеть на моих фотографиях в группе. Я всегда готова к сотрудничеству с творческими людьми, с удовольствием принимаю участие в разных проектах. Сейчас есть в голове одна идея — разрисовать девушку полностью. Это работа не на один день и нужно найти человека, который на это согласится, но это было бы очень интересно для меня.

Автор
Анастасия Маковская
Фото
Андрей Белозёров
19536