Маска клоуна — моя защита

Маска клоуна — моя защита

Каждый из нас наверняка помнит из школьного курса творчество Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Иосифа Бродского. Кто-то до сих пор любит и перечитывает их произведения, а кто-то этим не ограничился и увлёкся их жизнеописанием. Но всегда интереснее узнавать что-то о великих людях от тех, кто застал их при жизни. 5 июля на сцене театра кукол «Сказка» прошёл творческий вечер актрисы Московского академического театра имени Владимира Маяковского Анны Ардовой, семья которой была очень тесно связана с творческой элитой первой половины 20 века.

Творческий вечер начался с того, что Анна рассказала, как утром посетила экскурсию в Краеведческом музее.

Меня поразили камни, даже мурашки по телу побежали. Экскурсовод подвела нас к панно, где была нарисована красная лосиха, и я подумала, что это очень символично — одеть на вечер платье красного цвета.

IMG_4035.jpg

С самого начала Анна создала атмосферу непринуждённого общения со зрителями, и первая композиция, которую она исполнила, была на стихи Александра Вертинского «За кулисами». Александр Вертинский — её любимый поэт, на его творчестве актриса «выросла», его песни часто пел отец Анны, Борис Ардов, известный актёр и режиссёр.

Мне посчастливилось родиться в потрясающей семье. Мои дедушка и бабушка (Виктор Ефимович и Нина Антоновна Ардовы) дружили с Анной Андреевной Ахматовой, и она, приезжая в Москву, жила у нас. Дед у меня был писатель-юморист, а бабушка — актриса МХАТа и потом Театра Советской армии, ученица самого Константина Станиславского. Она училась вместе Вероникой Витольдовной Полонской — последней любовью поэта Владимира Маяковского. Когда дедушка и бабушка жили на Щукинском переулке в писательском доме, этажом выше жил поэт Осип Мандельштам, который был очень дружен с дедом. А поскольку моя бабушка была очень хорошенькой барышней, то когда к Мандельштаму приезжали в Москву гости, он спускался с ними к нам, стучал в дверь и говорил: «Здравствуйте, Ниночка. Вот это самая хорошенькая девушка в Москве, которую я знаю. До свидания, Ниночка!».

Анна Андреевна часто бывала у Мандельштама, а потом как-то приехал её сын, Лев Николаевич Гумилёв, и его оставили у нас дома, на раскладушке. Знаете, я вот вам об этом рассказываю, а для меня это такая же легенда и сказка, как и для вас. Это прекрасно, что у меня такие корни, потому что когда становится плохо или больно, то понимаешь, что надо все равно идти вперёд.

IMG_4075.jpg

Единственный раз в нашей гостиной встретились Анна Ахматова и Марина Цветаева, я в это время была в соседней комнате и не слышала, о чём они говорили, но мой дед присутствовал там, и это была единственная встреча двух великих поэтов и двух потрясающих женщин. Кстати, Иосиф Бродский, который был секретарём у Ахматовой, тоже у нас жил и был дружен и с моим отцом, и с дядей Мишей и дядей Лешей (известный советский актер Баталов Алексей Владимирович), которому первую машину, москвич, подарила Анна Андреевна за то, что она занимала его комнату, и говорила: «Я, как все русские женщины, люблю артиста Баталова». Позднее она написала моей бабушке записку: «Нине, которая все обо мне знает».

Конечно, из детства я вынесла в большей степени ощущения, даже сейчас мне кажется, что все эти вещи никак не сопоставимы с реальной человеческой жизнью. К примеру, Борис Пастернак в первый раз прочитал «Доктора Живаго» у нас в гостиной. Или когда Зощенко, после объявления его и Анны Ахматовой вне закона, просто перестал есть и умер от голода. Ему все мерещилось, что его отравят. И даже когда он приходил к нам в дом, то говорил моей бабушке: «Ниночка, я знаю, что здесь меня не отравят, но я даже дома не ем». Анну Ахматову перестали замечать, её не печатали, не давали писать и даже переводить. И тогда понимаешь, в какой ситуации оказались эти люди, какими они были великими, как достойно несли свой крест. А мои бабушка и дедушка остались в русской культуре просто как хорошие люди, которые не побоялись протянуть им руку помощи.

IMG_4025.jpg

Следующая песня, которую спела Анна Ардова — «Над розовым морем», которая, по её словам, ассоциируется у неё со счастливыми временами студенчества. Также была исполнена композиция «Маленькая балерина», которую Анна всегда посвящает своему другу — Николаю Цискаридзе, песни «Бал Господень», «Пёс Дуглас», «Джим Пират», «Крошка Зизи», романс «Шелковый шнурок» и другие душевные и глубокие композиции, которые заставляют лишний раз задуматься, но при этом легко воспринимаются слушателями.

IMG_4088.jpg

Зрителей очень заинтересовала работа Анны в проекте «Одна за всех», особенно откуда берутся образы героинь. По словам актрисы, все персонажи и их характеры взяты из реальной жизни, благо таких много, и каждый из них неповторим. Также Анна Ардова отметила, что очень легко чувствовала себя на сцене перед хакасскими зрителями и ощущала прилив сил.

Когда я волнуюсь или чувствую себя зажато, я начинаю очень громко смеяться, петь какие-то частушки — это такая моя защита, клоунская.

IMG_4104.jpg

Творческий вечер не оставил равнодушным никого, а зрители, уходя, благодарили актрису и просили приехать ещё.

Подробный фотоотчёт смотрите в Галерее проекта.

Автор
Анна Лазовская
Фото
Алексей Степнов
5346