Медитация над гончарным кругом

В нашей новой рубрике «Человек — дело» мы решили знакомить наших читателей с интересными людьми Хакасии. Людьми, которые с любовью и самоотдачей занимаются своим делом. Сегодня наша героиня — студентка Института Искусств и мастер гончарного дела Лолита Ташпулатова.

Лолита родилась в семье абаканских художников, и с раннего детства её главным развлечением стало рисование. После окончания школы родители не отпустили шестнадцатилетнюю девочку учиться в Красноярск, и потому она отправилась заниматься любимым делом в Хакасский государственный университет.

IMG_0749.jpg

«Честно, я не совсем понимала куда поступаю, вернее, мне было всё равно, главное, чтобы там была возможность рисовать. В Институте Искусств есть два направления: Народная художественная культура и Декоративно прикладное искусство. Народники занимаются резьбой по дереву, плетут лапти. Я посмотрела и подумала: «Какие лапти, вы вообще о чём?» и подала документы на ДПИ, так как по часам там рисунка и живописи было больше».

IMG_0734.jpg

С гончарным кругом Лариса познакомилась именно там, хотя работа с глиной не заинтересовала девушку.

«Керамика началась у нас с первого курса, мне было неинтересно, так как сначала мы создавали всё от руки, и это не вдохновляло. Косо, криво, непонятно, полепил и всё. Поэтому первое время я фанатично занималась рисунком и живописью, скульптура очень нравилась. А глина меня увлекла только курсе на третьем. На втором курсе нас повезли в Шушенское и познакомили с профессиональным гончаром, он провёл для нас мастер-класс. Мы сами попробовали выкрутить что-нибудь небольшое, ни у кого ничего не получилось, конечно. Но мы вернулись под впечатлением от того, что из какого-то маленького комочка глины может получиться что-то крутое».

IMG_0720.jpg

«В университетской мастерской у нас есть два круга, и мы начали понемногу заниматься, были учебные задания — выкрутить на гончарном круге что-либо. Семестр проходит, у кого-то получилось, у кого-то нет, кто-то от руки слепил, зачёт поставили и ладно. А нам понравилось, и мы продолжали творить. Крутим, сначала 10 сантиметров выкрутили, вау, 10 сантиметров! Потом 15, потом 30 сантиметров. О Господи! Сейчас уже не важно, ваять — рука набита. А тогда это было реально волшебство. Я смог, я сумел! В печь ставишь, боишься, не дай Бог , взорвётся от пузырька воздуха».

IMG_0721.jpg

«Вообще в нашей группе гончарным делом занимаемся мы вдвоём с Юлей, а больше никто не умеет. Летом у нас была практика, и мы решили каждый день ходить в институт и гончарить. И за три месяца смогли повысить свой скилл. И осенью решили, что будем работать только на гончарке. Все преподаватели: «Как на гончарке! Вы умеете?». — «Да, умеем». — «И что, сможете вытянуть большое изделие?». — «Да, сможем». В первый раз все были в восторге, сейчас этим уже не удивишь».


IMG_0689.jpg

IMG_0703.jpg

До того, как глина превратится в чашу или изящную вазу, её ждёт множество этапов. Первый из них — подготовка материала. Глину просеивают, смешивают, высушивают, приводят в однородную массу, часть которой отправляется на гончарный круг, где и начинается процесс. Сначала кусок центруют и формируют из него основу изделия, что требует больших усилий, поэтому главное для гончара — это сильные руки.

slide-1595489
slide-1595490
slide-1595491
slide-1595492
slide-1595493
slide-1595494
slide-1595495
1 / 7

«Гончарство — преимущественно мужская работа, так как это сложный процесс чисто физически. Поначалу сильно болели руки, теперь накачались. Чаще страдает спина, день посидишь за кругом, а на следующий не можешь встать. Но мне нравится, мне всегда хочется пробовать всё. Раньше я смотрела на гончаров и думала: «Я обязательно научусь этому в жизни». И вот я уже гончар».

slide-1595496
slide-1595497
slide-1595498
slide-1595499
slide-1595500
slide-1595501
1 / 6

После того, как основа готова, начинается процесс создания изделия — сегодня это ваза. Чем сложнее форма, тем больше нужно времени. Одно неосторожное движение может всё испортить, и придётся начинать заново.

IMG_0699.jpg

«Я заметила, что в плохом настроении у меня не получается ровным счётом ничего. Чтобы заниматься этим, нужно быть жизнерадостным, отрешенным от проблем. Когда ты садишься за круг, нельзя думать вообще ни о чём кроме процесса. Если отвлекаешься, то отпускаешь руки, и теряешь контроль».

IMG_0700.jpg

«Важно иметь художественный вкус, чувство меры и просто любить то, что делаешь. Гореть этим! В каждом изделии есть частичка меня, моё настроение, сегодня оно такое. Я это воспринимаю как медитацию и прихожу сюда медитировать над горшками».

IMG_0714.jpg

После того, как ваза готова, ей нужно дать высохнуть и отправить на обжиг, который занимает несколько дней. Нагрев и остывание должны проходить постепенно, иначе работа может просто взорваться на части. Посуду обязательно покрывают глазурью, которая защищает её от воды. Глазурь является, по сути, жидким стеклом, и чтобы оно расплавилось, нужно не меньше 1200 градусов.

slide-1595502
slide-1595503
slide-1595504
slide-1595505
slide-1595506
1 / 5

«Это всё — очень дорогое удовольствие. Мне повезло, что я учусь на бюджетном, если бы пришлось платить за обучение, то можно было бы разориться, ведь все материалы мы покупаем сами. Килограмм глины стоит 50 рублей, с доставкой — 70 рублей. Когда мы заказываем глину, мы сразу берем килограммов 60-80, и этого хватает на два-три месяца. Самая дешевая глазурь 200 мл — 300-400 рублей, а когда придёт — будет уже 600 рублей. А оборудование стоит ещё дороже, например, приобрести и собрать гончарную печь обойдётся в 300 000 рублей, а гончарный круг любительской версии стоит 70 000 рублей. Заказать всё это можно либо из Питера или Москвы, а печки только из-за рубежа. Наверно, если ты сам гений-инженер, то получится собрать печку самому, но скорее всего, это будет пожароопасно».

IMG_0735.jpg

Сейчас Лолита работает над дипломным проектом и проводит в мастерской по десять часов в день. Главной сложностью стал выбор темы, которую не только нужно воплотить в жизнь, но и не потерять к ней интерес за учебный год.

IMG_0737.jpg

«На четвертом курсе я делала проект «Древо жизни» и думала о том, как развить эту тему. Если древо — начало начал, основа мироздания, то что же предшествует ему? По каббале (религиозно-мистическое течение иудаизма) это семя, появившееся внезапно, из ниоткуда, давшее жизнь древу. И моей темой стали космические семена мирового древа жизни. Это будет инсталляция с потолка до пола высотой около четырёх метров».

IMG_0706.jpg

«Мой друг, зная о моём увлечении, говорит: «Зачем тебе эти горшки, сосуды, давай делать скульптуру!». Люди не воспринимают гончарство как искусство, ведь это ремесло, и раньше в каждой деревне нужен был как кузнец, так и гончар. Но я смотрю на это, прежде всего, как на искусство. Изделие не заканчивается на том, что его сняли с круга. Его можно не только обжечь, но и расписать, украсить, той же самой лепниной, малой формой, скульптурой. Если всё вокруг воспринимать как искусство, постоянно заниматься украшательством, тогда можно делать прекрасное из чего угодно».

1.jpg

Фото из личного архива Лолиты Ташпулатовой

Познакомиться с работами Лолиты Ташпулатовой и Юлии Юрьевой можно в группе «Два гончара»

Автор
Анастасия Маковская
Фото
Евгений Колотущенко
1622