Тайны «Заповедника»

Тайны «Заповедника»

23 января в Республиканской Филармонии прошел спектакль «Заповедник» по мотивам повести Сергея Довлатова в исполнении артистов Минусинского драматического театра. Эта история была представлена зрителям уже не в первый раз — премьера состоялась почти год назад. Рассказ ведется о писателе-неудачнике, который пытался начать жизнь заново, работая экскурсоводом в Пушкинском заповеднике. Репаблик решил выяснить, каким образом проходит подготовка артистов к спектаклю и проник в святая святых — гримерные комнаты.

IMG_5679.jpg

Каким вам представляется закулисье? Расписные обои, тяжелые портьеры, светильники, зеркала, приглушенный свет, обитые бархатом стулья. Вопреки ожиданиям, увидеть все это нам не удалось. Вместо этого внимание приковали потрепанные временем гигантские сундуки с обрывками афиш. Сами артисты расположились в трех небольших гримерных со стенами умиротворяюще голубого цвета, вешалками, небольшими зеркалами, роялем у стенки; одна из них — вовсе пустая, а до сцены рукой подать — достаточно пересечь узкий коридор.

IMG_5663.jpg

Особый интерес вызвали костюмы и их транспортировка, ведь какой актер выйдет на подмостки, будучи не в образе? Начинается театральный процесс задолго до спектакля — с отглаживания сценической одежды, которая успела помяться. В гардеробе нашлось платье в стиле ампир, в котором актриса Инга Струльникова сыграла Наталью Гончарову, также сюртуки и рубашки, цилиндры и милицейские фуражки, пистолеты 19 века, ну и (куда же без них) — накладные локоны и бакенбарды, а еще женская одежда и мужские костюмы 70-х годов.

IMG_5691.jpg

Важным этапом подготовки артистов является наложение макияжа — гримеры наносят слой за слоем, подкручивают локоны, примерно за полчаса до спектакля все уже практически полностью готовы. Несмотря на то, что спектакль ставят далеко не в первый раз, актеры репетируют за час до выхода. На подмостках, перед пустыми креслами, они исполнили танго Натальи Гончаровой, которое она, по сценарию, танцует с тремя Дантесами.

IMG_5729.jpg

Репетиция окончена, зал наполняется зрителями, осталось немного до последнего звонка. В тот момент, когда потушили свет, дала о себе знать потрясающая разница в атмосфере «гримерных» будней и самого спектакля. Началось действие со спящего писателя, лежащего на покатой конструкции, представляющей собой сразу несколько мест в зависимости от того, где по сценарию должен был находиться главный герой: мост, заповедник, квартира, избушка, крыша. Постепенно сон трансформируется в совершенно непредсказуемую череду событий.

IMG_5705.jpg

В инсценировке прекрасно сохранен стиль произведения, юмор, сарказм и динамичность, отражающие течение мыслей главного героя, писателя-неудачника Бориса Алиханова. Актеру Николаю Куцегрееву удалось донести до зрителя его буйную натуру главного героя и, вместе с тем, отчаяние и безысходность, которые тот испытывает от безденежья, одиночества и непризнанности.

IMG_5734.jpg

И зрителей, и действующих лиц непрестанно преследует бюст «нашего всего» — А.А. Пушкина. Казалось бы, великий поэт не должен быть погружен в дрязги современного мира, но самым непостижимым образом он становится причиной проблем и вопросов главных героев, которые заключены в Пушкинский заповедник, как в клетку, и не в состоянии самостоятельно найти выход из собственного ограниченного мировосприятия. Об этом ясно дает понять и сам спектакль, представляющий собой воспоминания Бориса, который в начале и в конце действия возвращается в одну и ту же исходную точку своей жизни. Смотрится постановка на одном дыхании.

IMG_5712.jpg

Вероятно, такое стало возможно благодаря тому, что артисты во время подготовки к спектаклю сдерживали эмоции для того, чтобы раскрыть их на сцене в полную мощь. Кто-то сам наносил себе макияж, кому-то накручивали бигуди, кто-то пил кофе, кто-то репетировал роль, а кто-то просто сидел за ноутбуком в пустой комнате. Эта сдержанность в итоге вылилась в чудесное действие на сцене, которое осталось в памяти зрителей как образец замечательной актерской игры.

Автор
Анна Лазовская
Фото
Наталья Шестопалова
3498